Сто лет назад, еще не успев окрепнуть, молодое советское правительство приказом Революционного военного совета Республики от 13 ноября 1918 г. № 220 формирует первые подразделения химической защиты в действующей армии. С тех пор химические войска в структуре Вооруженных Сил нашей страны занимают особое место и их роль с каждым годом неизменно возрастает.
Сто лет назад, еще не успев окрепнуть, молодое советское правительство приказом Революционного военного совета Республики от 13 ноября 1918 г. № 220 формирует первые подразделения химической защиты в действующей армии. С тех пор химические войска в структуре Вооруженных Сил нашей страны занимают особое место и их роль с каждым годом неизменно возрастает. И не только в военном аспекте. Как показал опыт ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции и реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», наличие такого вида войск в современном химически, биологически и техногенно опасном мире жизненно необходимо и для решения острых проблем, возникающих в мирное время.
В августе 1992 года химические войска получили свое современное название – войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Войска РХБЗ развиваются как войска двойного назначения, способные решать задачи как в военное, так и в мирное время при ликвидации последствий аварий и катастроф на радиационно, химически и биологически опасных промышленных предприятиях
26 апреля 1986 года, в 01.23.47 на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) при проведении испытаний оборудования произошел взрыв, в результате которого был полностью разрушен реактор РБМК-1000.
Масштабы катастрофы могли стать намного большими, если бы не мужество и самоотверженность тех, кто стал первыми участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жертвуя своей жизнью, они защитили людей от пагубного воздействия и дальнейшего распространения радиации. Ликвидация последствий этой катастрофы потребовала беспрецедентных для мирного времени сил и средств, привлечения для работ сотен тысяч специалистов. Для ликвидации последствий аварии на станцию были направлены войска. Самое непосредственное участие в ликвидации аварии приняли химические войска – специальные подразделения в составе Вооруженных Сил СССР, предназначавшиеся для защиты войск от оружия массового поражения, оснащенные для выполнения поставленных задач специальной техникой и спецсредствами.
По указанию начальника Генерального штаба начальник химических войск генерал-полковник В.К.Пикалов и начальник штаба химических войск генерал-майор В.С.Кавунов во второй половине дня 26 апреля прибыли в город атомщиков ЧАЭС – Припять.
Утром 27 апреля была сформирована оперативная группа управления начальника химических войск под руководством В.К.Пикалова.
Основу сил и средств, решающих наиболее сложные и объемные задачи, составили химические и инженерные войска. Решением начальника Генерального штаба в районе Чернобыльской АЭС было развернуто две бригады химической защиты, семь полков, три отдельных батальона химической защиты и отдельная рота химиков-дозиметристов. Кроме того, были созданы отдельный ремонтно-восстановительный батальон средств химической защиты и химический склад. Для подготовки резерва и замены личного состава, получившего предельно-допустимые дозы облучения, предусматривалось создание трех учебных батальонов. В ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы участвовали химические войска Белорусского, Киевского, Московского, Ленинградского, Прикарпатского, Среднеазиатского, Прибалтийского, Приволжского, Северо-Кавказкого, Сибирского и Уральского военных округов. К середине мая 1986 г. общая группировка войск насчитывала около 30 тыс. чел. До 44% её численности составляли соединения и воинские части химических войск.
Круг задач, выполняемых химическими войсками на Чернобыльской АЭС, в течение всего периода времени ликвидации последствий катастрофы, был очень обширным. Велась воздушная и наземная радиационная разведка территории и всех объектов атомной электростанции, населенных пунктов, маршрутов движения войск и подвоза материальных средств. В ходе разведки осуществлялся отбор проб воздуха, грунта, воды и растительности, затем отправка этих проб в НИО и проведение анализов. С первых и до последних дней велся дозиметрический контроль облучения и загрязнения личного состава и техники. Выполнялись задачи по локализации радиоактивных загрязнений (дезактивация, пылеподавление, бетонирование, срезание грунта) на территории и объектах АЭС, в населенных пунктах и на дорогах. Осуществлялся систематический контроль суточных выбросов радиоактивных веществ из разрушенного энергоблока. Проводился анализ радионуклидного состава радиоактивных загрязнений в различных районах 30-км зоны в целях прогноза их воздействия на личный состав и окружающую среду. Проводилась дезактивация техники, оборудования, спецодежды, средств защиты и санитарная обработка личного состава. Осуществлялись сбор, временное хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных отходов.
Военнослужащие, зачастую были вынуждены выполнять задачи обыкновенными лопатами, кирками, ломами и носилками, как это было, к примеру, во время дезактивационных работ в районе 3-го энергоблока, где уровни радиации достигали 800 – 1000 р/час. Эта работа проводилась с 26 сентября по 1 октября 1986 г. Люди работали в опасной зоне посменно всего по несколько минут и очистили территорию от многих тонн смертоносного груза.
Не умаляя значения действий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы личного состава подразделений других родов войск, все же отметим, справедливости ради, что специалисты и весь личный состав химических войск выполняли наиболее опасные и ответственные задачи.
Значительная часть кадровых военнослужащих и резервистов- воинов запаса, призванных на краткосрочные сборы- жителей Новосибирской области и г. Новосибирска, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проходила службу в составе 29 Сибирского полка химзащиты.
Уже 19 мая 1986 г. полк, под командованием подполковника Лелюха В.И. был развернут в районе д. Черемошня Иванковского района Киевской области. Личный состав полка принимал участие в дезактивации зараженных территорий населенных пунктов 30-км зоны отчуждения, помещений станции, очистке кровли 3-го энергоблока, вел радиационную разведку и выполнял другие немаловажные задачи.
Менялись солдаты и офицеры, но традиции полка- быть лучшими в секторе №2- продолжались дальнейшим личным составом под руководством командиров Гизаттулина, Демкова, Рыбинца, Брыка до декабря 1990 г. В разное время в период 1986-1990 г. в составе полка проходили службу наши земляки: Александров Ю.Н., Алексеев И.В., Ануфриев А.В., Богиня В.К., Глеклер А.А., Лыков С.Л., Михеев Д.Д., Мишанев В.М., Торгашев П.И., Дроздов В.П., Пикалов Г.А., Смехов В.Н., Чекотун В.И. и многие другие.
За мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, генерал-полковнику В.К. Пикалову присвоено звание Герой Советского Союза. Многие генералы, офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты награждены боевыми орденами и медалями.
Чернобыльская катастрофа стала серьезным испытанием и проверкой на прочность химических войск и опыт, приобретенный в ходе выполнения задач по ликвидации её последствий, трудно переоценить. В настоящее время этот опыт является определяющим в подготовке частей и подразделений наших войск.
Источник: http://veteran.mil.ru/for_veterans/department/chernobyl/more.htm?id=12082158%40egNews